Нужна ли нам профилактика заболеваний? Споры и мнения вокруг проекта Закона кабинета министров «Об общественном здравоохранении»

16.06.2023 / Просмотров: 1616

          Кабинет министров 27 апреля 2023 года внес в Жогорку Кенеш проект Закона «Об общественном здравоохранении», который вызвал горячую дискуссию и обсуждение, как в стенах парламента, так и в обществе. Будем разбираться вместе с экспертами и руководителями организаций здравоохранения. Сегодня своим мнением поделилась  Назгуль Ташпаева – эксперт по социальной политике. 

          О чем законопроект и почему столько споров? 

Хотелось бы напомнить, что 8 февраля 2021 года Президентом страны была поставлена задача по реформированию службы общественного здравоохранения в Указе о неотложных мерах по развитию сферы здравоохранения и улучшению качества жизни и здоровья населения. Были подняты вопросы внедрения современных цифровых технологий и создания системы эпидемиологического надзора за инфекционными и неинфекционными заболеваниями, приводящими к инвалидизации и преждевременной смертности граждан, а также единой национальной системы оценки и управления рисками для здоровья с учетом трансграничной и интеграционной политики страны. 

Двадцать два закона регулируют вопросы охраны и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, их диагностики, лечения, управления и финансирования системы здравоохранения. Пять из них затрагивают вопросы общественного здравоохранения, защиты населения от туберкулеза, ВИЧ, иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, профилактики  йододефицитныхзаболеваний. 

Однако действующие Законы не позволяют выполнять задачи, поставленные в Указе Президента о неотложных мерах в сфере здравоохранения.  В рамках начатой в 2021 году инвентаризации законодательства согласно соответствующему Указу Президента  межведомственной экспертной группой  было поручено устранить выявленные несоответствия, оптимизировать и совершенствовать  законодательную  базу по вопросам общественного здравоохранения. Таким образом, действующие и актуальные нормы из пяти вышеуказанных законов были доработаны с учетом текущих вызовов, извлеченных уроков эпидемии COVID19 в стране, современных подходов и оптимальных мер государственной политики, имеющих отношение к факторам риска или заболеванию, и легли в основу новой редакции проекта закона об общественном здравоохранении. 

Законопроект «Об общественном здравоохранении» в первую очередь - об укреплении здоровья, во-вторых - о профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, в-третьих - о мерах санитарно-эпидемиологического благополучия, включая в условиях чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения, услугах службы общественного здравоохранения. А это и есть основные функции общественного здравоохранения. Поэтому слова «профилактика», «профилактические», «общественное здравоохранение», «укрепление здоровья», «здоровье» используются 416 раз, наряду с другими важными мерами профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний, такими как ранняя диагностика и скрининговые исследования, динамическое наблюдение на амбулаторном уровне за пациентами с хроническими заболеваниями, регулярные обязательные профилактические медицинские осмотры детей и целевых групп взрослого населения. 

Проекта Закона об общественном здравоохранении распространяет свое действие как на граждан Кыргызской Республики, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Кыргызской Республики.

В законопроекте формируется законодательная основа для профилактики детей и молодежи в системе образования, инфекционного контроля, обязательного медицинского обследования и прививок для профилактики вирусных гепатитов, передающихся через кровь, профилактического лечения, профилактической вакцинации, скрининговых обследований для предупреждения онкологических заболеваний. Профилактика сахарного диабета также имеет эффективные и осуществимые на практике меры. Это и ранняя диагностика, скрининговые исследования, обязательные профилактические медицинские осмотры, динамическое наблюдение за детьми и лицами из групп риска.  Отдельные статьи в законопроекте посвящены профилактике неинфекционных заболеваний и включают конкретные механизмы реализации. 

Важно отметить, что законопроект прогрессивный, выстраивает целостность системы службы общественного здравоохранения, делает ее подотчетной перед населением и кабинетом министров, снижает коррупционные риски. Введены нормы, определяющие меры общественного здравоохранения в условиях чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения. 

          Споры об общественном здравоохранении идут давно. При этом действующий закон «Об общественном здравоохранении» был принят еще в 2009 году. Но по привычке понимание роли и задачах общественного здравоохранения в Кыргызстане, в большей степени, связано с санитарно-эпидемиологическим надзором и контролем, инфекционными заболеваниями. Передача надзорных функций в госинспекцию и их возврат в санэпид службу внесли много путаницы и пробелов в функциях общественного здравоохранения, а также ее подотчетности, что и создало коррупционные возможности. Меры реагирования службы общественного здравоохранения в условиях чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения  не отрегулированы действующим законом об общественном здравоохранении, что трагически повлияло на судьбы и жизни людей во время пандемии. 

Сама служба общественного здравоохранения до сих пор сопротивляется реформированию, усилению и укреплению ее основных функций. Сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, сахарный диабет, хронические заболевания органов дыхания, психические расстройства не являются приоритетом для укрепления здоровья и мер профилактики. 

 Действующий закон об общественном здравоохранении 2009 года - сырой и декларативный, не имеет механизмов реализации, лишь в одной статье поднимаются  вопросы профилактики неинфекционных заболеваний и травм через проведение анализа и разработки государственных, национальных, целевых и других программ по профилактике неинфекционных заболеваний, несчастных случаев и травм. А где же сами меры профилактики в действующем Законе? Их нет. 

При этом на разных этапах развития страны, системы здравоохранения, роста заболеваемости и смертности от тех или иных болезней  стали  разрабатываться законы по отдельным заболеваниям. К примеру, в 1998 году был принят  закон «О защите населения от туберкулеза», в 1999 году – о психиатрической помощи. Есть законы о профилактике йододефицитных заболеваний, о сахарном диабете,  о ВИЧ/СПИДе в КР,  об онкологической помощи населению, об иммунопрофилактике инфекционных болезней. Многие законы устарели. Особенно наглядно видно в законе «О защите населения от туберкулеза», где профилактика туберкулеза основана только на противотуберкулезной вакцинации новорожденных (БЦЖ) и туберкулинодиагностике (проба Манту). В то время как в Кыргызстане уже активно внедряются и другие подходы. Такие меры профилактики туберкулеза как медицинское обследование и профилактическое лечение лиц, имевших контакт с заболевшим туберкулезом, должны быть предусмотрены на законодательном уровне в рамках государственных гарантий. Что и было сделано в законопроекте Кабинета министров.  

Другой спор, совершенно не связанный с законопроектом, но очень горячий и связан с вопросами финансирования из глобального фонда по борьбе с ВИЧ, туберкулезом и малярией. Сегодня в парламенте идут споры  некоторых депутатов и представителей отдельных НПО в борьбе за ресурсы глобального фонда, выделяемых стране на борьбу с туберкулезом и ВИЧ. Каждые 3 года Кыргызская Республика направляет концептуальную заявку в глобальный фонд в размере от 27 до 30 млн. долларов США, начиная с 2004 года. Эту заявку должны одобрять на заседании координационного совета по общественному здравоохранению при Кабинете Министров Кыргызской Республики. Однако этого не произошло. Вопросы прозрачности и эффективности использования средств глобального фонда очень важны на данном этапе, когда заболеваемость ВИЧ и туберкулезом растут в Кыргызстане.  Необходимо ориентировать, как и бюджетные средства, так и финансы грантов глобального фонда по борьбе с ВИЧ, туберкулезом и малярией на  снижение показателей заболеваемости  и  смертности от туберкулеза, ВИЧ/СПИД в стране. 

Перед системой общественного здравоохранения стоит множество вызовов, включая глобальный климатический кризис.  Он оказывает негативное влияние на здоровье населения и на услуги общественного здравоохранения. Уже сейчас нужны неотложные и эффективные шаги для усиления мер профилактики заболеваний. Кризисы в области здравоохранения постоянно нарастают, система не выдерживает высокую нагрузку роста заболеваемости в условиях бедности населения. Поэтому служба общественного здравоохранения должна работать уже в другой парадигме. Принятие законопроекта об общественном здравоохранении в новой редакции, инициированном Кабинетом министров, должно стать первым шагом на пути больших и важных системных изменений по профилактике заболеваний и укреплению здоровья в стране. 

 

Прикрепленные файлы:

Другие Новости

16.06.2025
Кыргызстанда айдоочулукка талапкерлер үчүн 083/у медициналык маалымкатты онлайн алуу кызматы ишке кирди

Кыргыз Республикасынын Саламаттык сактоо министрлиги жаңы электрондук мамлекеттик кызматтын ишке киргизилгенин жарыялайт — айдоочулукка талапкерлер үчүн 083/у формасындагы медициналык маалымкатты онлайн форматта алуу мүмкүнчүлүгү түзүлдү.

Эми Кыргыз Республикасынын жарандары транспорт каражатын башкарууга жарамдуулугу боюнча милдеттүү медициналык комиссиядан санарип форматта өтүп, маалымкатты электрондук түрдө ала алышат, аны менен кагаз маалымкаттарды айдоочуларды каттоо органдарына тапшыруу зарылдыгы жоюлду. Комиссиядан өтүү жыйынтыктары автоматтык түрдө тиешелүү маалыматтык системаларга жөнөтүлүп, бул ачык-айкындуулукту, отчеттуулукту камсыз кылат жана жасалмалуулуктан коргойт.

Онлайн кызмат «Түндүк» мамлекеттик электрондук кызматтар порталы жана мобилдик тиркемеси аркылуу жеткиликтүү.

Жаңы кызматтын артыкчылыктары:

  • Маалымкат алууну жөнөкөйлөтүү — бардык этаптар санарип медициналык карта алкагында жүргүзүлөт.
  • Кагаз документтердин жүгүртүүсүн азайтуу жана маалыматтарды берүүдө адам факторун жокко чыгаруу.
  • Ачык-айкындуулукту жогорулатуу жана коррупциялык тобокелчиликтерди азайтуу.

Бул кызматты киргизүү саламаттык сактоо тармагындагы бирдиктүү санарип мейкиндикти өнүктүрүүнүн алкагында ишке ашты. Медициналык адистердин кароосунан өткөндүгү боюнча маалыматтар корголгон маалыматтык система аркылуу катталып, иштетилет.

«Бул — Санарип MED максаттуу моделин ырааттуу ишке ашыруунун кезектеги кадамы. Ал жарандар менен саламаттык сактоо системасынын ортосундагы өз ара аракеттенүүнү жөнөкөйлөтүүгө багытталган. Натыйжада мамлекеттик кызматтар жарандар үчүн жеткиликтүүрөөк, натыйжалуураак жана коопсузураак болууда», — деди Саламаттык сактоо министрлигинин санариптик өнүгүү боюнча орун басары Н.Аднаева.

Онлайн маалымдаманы ишке киргизүү демилгеси мамлекеттик башкарууда санариптик инновациялар менен чечкиндүү чечимдерди киргизүүгө багытталган Өкмөттүк акселераторлор программасынын алкагында ишке ашты.

12.06.2025
Жогорку Кеңеште тамекиге салыктарды өзгөртүү маселеси талкууланды

Жогорку Кеңеште саламаттык сактоо тармагындагы салык системасын өркүндөтүү маселеси боюнча талкуу болуп өттү. 

2025-жылдын 11-июнунда өткөн жыйынга Бюджет, экономикалык жана фискалдык саясат боюнча комитеттин төрагасы Данияр Толонов, депутаттар Айсаракан Абдибаева жана Таалайбек Масабиров, саламаттык сактоо министри Эркин Чечейбаев, Дүйнөлүк саламаттыкты сактоо уюмунун (ДСУ) Кыргызстандагы өкүлчүлүгүнүн жетекчиси Ливиу Ведраско, ошондой эле ДСУнун Тамекиге каршы күрөшүү боюнча Рамкалык конвенциясынын Секретариатынын Билим борборунун өкүлдөрү катышты.

Саламаттык сактоо министри Эркин Чечейбаевдин маалыматына караганда, Рамкалык конвенциянын Секретариатынын Билим борборунун эксперттери тамеки тартуудан келип чыккан зыянды азайтуу үчүн фискалдык чараларды иштеп чыгышкан. Тамекиге болгон акциздик салыкты жыл сайын 25%га акырындык менен жогорулатуу сунушталды. Учурда акциздик салык тамекинин наркынын 32% түзөт, ал эми ДСУ 70% кем эмес деп сунуш кылат. «Тамекилердин арзан баалары жана жеткиликтүүлүгү алардын балдар жана өспүрүмдөр арасында жайылышына шарт түзөт», - деп баса белгиледи министр.  Тамекинин арзан жана жеткиликтүү болушу балдардын жана өспүрүмдөрдүн арасында анын жайылышына шарт түзүп жатат, - деп белгиледи министр Чечейбаев.

ДСУнун Тамекиге каршы күрөшүү боюнча алкактык конвенция Билим борборунун директорунун орун басары Эстель Доши модельдик эсептөөлөрдү сунуштап, ага ылайык акциздик салыктардын жогорулатышы 2027-жылга чейин Кыргызстанда 40 миң адамдын өмүрүн сактап калууга мүмкүндүк берерин айтты.

Бюджеттик комитеттин төрагасы Данияр Толонов Кыргызстанда калктын 27 пайызы тамеки тартарын, бирок керектөөнүн төмөндөө ылдамдыгы Борбор Азиядагы эң төмөнкү көрсөткүчтөрдүн бири экенин белгиледи.

Тамекилердин баасы бүгүнкү күндө дагы элге өтө жеткиликтүү бойдон калууда, ошол себептен салыктык саясатты тез арада реформалоо керек, -деп билдирди ал.

Ошондой эле Данияр Толонов бардык түрдөгү тамеки буюмдарына, анын ичинде ысытылган (нагреваемый) тамекилерге дагы бирдей акциздик салык киргизүүнү сунуштады.

Бул жерде саясий эрк керек, анткени тамеки менен спирттин артында ири компаниялар турат. Бирок бул маселеде саясий эрк бар, президент жана анын командасы спортчулар болгондуктан сергек жашоо образын карманышат», - деди ал.

Депутаттар элдин саламаттыгын сактоо боюнча чараларды колдоого жана улуттун кызыкчылыгы үчүн кызматташууга даяр экендиктерин билдиришти. Алар сунушталган материалдарды жана эсептөөлөрдү ийне-жибине чейин изилдеп, андан соң Салык кодексине өзгөртүү киргизүүнү караштырууну пландаштырууда.

12.06.2025
Эне жана баланы коргоо улуттук борборунда жаңы эндоскоптун жардамы менен 8 жаштагы баланын ашказанынан тыйын чыгарылды

Бишкек, 2025-жылдын 12-июнь — Эне жана баланы коргоо улуттук борборунун дарыгерлери 2017-жылы төрөлгөн баланын ашказанынан бөтөн затты — 10 сомдук тыйынды эндоскопиялык жол менен алуу операциясын ийгиликтүү жүргүзүштү.

Процедура борборго жакында тапшырылган заманбап SonoScape 550 эндоскоп аппаратынын жардамы менен жасалган. Жаңы аппарат мекеменин мүмкүнчүлүктөрүн кеңейтип, кичинекей бейтаптарга тез жана пландык жардам көрсөтүүдө жаңы деңгээлге чыгууга өбөлгө түзөт.

Эндоскопист-хирург Кубанычбек Раззаковдун айтымында, ичеги-карын жана дем алуу жолдорунда бөтөн заттын болушу менен кайрылган учурлар аз эмес.

"Бизге жумасына 3-4 бала ушундай учурлар кайрылып турат. Жаңы эндоскоп сыяктуу жогорку тактыктагы жабдыктар жаш бейтаптарга өз убагында жана аз инвазивдүү жардам көрсөтүү үчүн өтө маанилүү", - деп белгиледи адис.

Жогорку технологиялуу эндоскопту өз убагында колдонуу бөтөн затты операциялык жол менен кеспей туруп эле чыгарууга мүмкүнчүлүк берди. Бул бейтап үчүн тобокелдиктерди азайтып, калыбына келүү процессин тездетүүгө шарт түздү. Бала канааттандырарлык абалда үйүнө чыгарылды.

Жабдуулардын алынышы Министрлер Кабинетинин Төрагасынын орун басары – Кыргыз Республикасынын Улуттук коопсуздук мамлекеттик комитетинин төрагасы, генерал-полковник Камчыбек Ташиевдин колдоосунун аркасында мүмкүн болду.

Медициналык мекеменин жетекчилиги жаңы медициналык технологиялар менен жабдуу балдардын өмүрүн сактап калууда чечүүчү роль ойноорун жана өлкөнүн саламаттыкты сактоо тармагын өнүктүрүүгө кошкон маанилүү салым экенин баса белгиледи.