Отчет по борьбе с торговлей людьми за 2015 год

Информация о ходе исполнения Плана  мероприятий по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики по борьбе с

торговлей людьми на 2013-2016 годы и по исполнению п.3 Решения Комитета по социальной политике ЖК КР от 16 июня 2015 года

 

Предотвращение и борьба с торговлей людьми является одним из приоритетных направлений государственной миграционной политики Кыргызской Республики, направленной на борьбу с преступностью и защиту прав  жертв торговли людьми.

Для эффективной работы в сфере предупреждения и усиления борьбы с торговлей людьми, межгосударственного сотрудничества и обеспечение реализации Закона КР «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми», Правительством реализуется принятая Программа по борьбе с торговлей людьми на 2013-2016 годы и План его реализации (ПП КР от 14.01.2013г. № 14).

Целью Программы является обеспечение плановой и скоординированной деятельности государственных органов и укрепление сотрудничества с международными и неправительственными организациями при осуществлении мероприятий, направленных на эффективное предупреждение, выявление и пресечение торговли людьми, оказание защиты и помощи жертвам торговли людьми.

 

  1. Совершенствование нормативной правовой базы

 

В соответствии с пунктом 1.1 Плана мероприятий по реализации данной Программы, приказом Министра МТММ КР от 30.09.2013г. № 129-ни, была создана межведомственная экспертная рабочая группа по проведению инвентаризации и выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства КР в сфере противодействия торговле людьми.

По итогам работы экспертная рабочая группа подготовила и направила Отчет о проделанной работе в Аппарат Президента КР, Аппарат Правительства КР для дальнейшей дачи соответствующих поручений министерствам и ведомствам КР по реализации рекомендаций, выработанных рабочей группой.

Данная рабочая группа обратилась в Аппарат Президента КР с просьбой, определить уполномоченный орган,  по координации деятельности органов по предупреждению и борьбе с торговлей людьми, который определяется Президентом КР в соответствии с п. 6 ст. 6 Закона КР «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми». По мнению экспертной рабочей группы и по опыту государств-участников СНГ, таковым государственным органом, должна являться Генеральная прокуратура Кыргызской Республики.

Об этом также, указывается в абз.3 п.3 решения Специального отчета по итогам мониторинга и анализа реализации Закона КР « О предупреждении и борьбе с торговлей людьми», проведенного Межведомственной комиссией по вопросам предупреждения и борьбы с торговлей людьми, созданной Решением Комитета ЖК КР по социальной политике от 23 декабря 2014 года.

Также, разработан проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменения и дополнения в Кодекс об административной ответственности», который направлен на ужесточение санкций за осуществление деятельности частных агентств занятости без разрешительной процедуры. В настоящее время упомянутые изменение и дополнение были интегрированы в законодательство в рамках вступившего в силу Закона Кыргызской Республики «О внесении изменения и дополнения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности» от 14 июля 2015 года № 160.

На 31 декабря 2015 года 27 частных агентств занятости получили разрешение на право осуществления деятельности, связанной с трудоустройством граждан Кыргызской Республики за рубежом.

Что касается, подготовки методического пособия для правоохранительных органов, Главным управлением уголовного розыска МВД КР совместно с Общественным объединением «Эл агартуу», при финансовой поддержки Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, разработано и доведено до территориальных подразделений МВД КР «Практическое руководство по идентификации жертв торговли людьми в Кыргызской Республике». Данное руководство утверждено приказом министра МВД КР от 07февраля 2014 года № 28. 

 

2. Предупреждение торговли людьми

 

В целях повышения информированности и правовой грамотности населения о рисках нелегальной миграции и торговле людьми, Госслужбой миграции на постоянной основе ведется информационно-разъяснительная работа. Проводятся информационно-образовательные работы по оказанию помощи жертвам торговли людьми совместно с международными и неправительственными организациями.

В целях создания защиты прав трудовых мигрантов и содействуя в цивилизованной миграции граждан Кыргызстана в зарубежные страны, а также в предупреждении нелегальной трудовой миграции и торговли людьми, Информационно-консультационный центр при ГСМ КР  постоянно ведет информационную и консультационную работу о возможностях трудоустройства внутри страны, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья.

 В Центре постоянно формируется банк данных потенциальных трудовых мигрантов, банк данных по работодателям и банк данных по вакансиям.

Также, в Центре транслируются ролики, созданные при поддержке Международной организации по миграции (МОМ) на тему «Легальное трудоустройство».

На постоянной основе проводится предвыездное обучение для выезжающих трудовых мигрантов в Российскую Федерацию, Республику Корея, Турецкую Республику, Объединенные Арабские Эмираты, Республику Казахстан. Одновременно, ведется работа по профилактике работорговли, реализуемая выдачей паспортов безопасности и памяток мигранта с указанием адресов и контрактных данных дипломатических представительств КР за рубежом и кыргызских диаспор.

Так, по итогам 2015 года в Центре в г.Бишкек получили консультацию 13056 человек, из них 4251 женщин, в г. Ош получили консультацию 3496 человек, из них 722 женщин.

При поддержке миссии Международной организации по миграции  (МОМ) действует телефон горячей линии «189» для звонков в г.Бишкек и с мобильных телефонов «0800 0000 189» для звонков из регионов страны, звонок бесплатный. Операторы горячей линии полностью предоставляют информацию по вопросам миграции, в т.ч. по проблеме незаконного вывоза и торговли людьми. Всего за отчетный период поступило 3413 звонков от граждан.

Также, на сайте Госслужбы миграции  mz.gov.kg  при поддержке международных организаций (MIEUX и ISMPD), запущен ролик по трудоустройству граждан за рубежом, где гражданам предоставляется информация, куда необходимо обратиться, чтобы легально трудоустроится в России, Казахстане, Кореи и ОАЭ. Также, на первом канале ОТРК и ЭлТР идет показ социального ролика по легальному трудоустройству и по противодействию торговли людьми. 

В рамках дисциплины «Правоведение» для студентов 1,2 курсов вузов и спузов Кыргызской Республики читаются лекции по противодействию торговле людьми, о преимуществах легальной трудовой деятельности и о рисках незаконной миграции.

  1. Меры по профилактике и пресечению торговли людьми

 

За последние годы правоохранительными органами Кыргызстана накоплен определенный опыт борьбы с торговлей людьми. Так, в ходе оперативно-розыскных мероприятий выявлены и привлечены к ответственности преступные группы, которые занимались торговлей людьми.

На сегодняшний день руководством Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, в противодействие торговле людьми, а также по исполнению Закона КР «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми», приказом МВД КР № 959 от 28 ноября 2014 года при Главном управлении уголовного розыска МВД КР, создан отдел по организации борьбы с торговлей людьми, преступлениями против общественной нравственности.  

По итогам  2015 года по данным МВД КР по ст.124 Уголовного Кодекса КР «Торговля людьми» совершено 10 фактов преступления, раскрыто 9, нераскрыто 1 преступление. Из 10 фактов торговля с целью эксплуатации рабского труда - 1, торговля с целью сексуальной эксплуатации, в т.ч. несовершеннолетних – 3, торговля новорожденных детей – 6.

(справочно: по фактам торговли людьми зарегистрировано за 2014 год – 18 уголовных дел, 2013год – 6 уголовных дел, за 2012 год–  6 уголовных дел, 2011 год – 9 преступлений).

Следственными органами Государственного комитета национальной безопасности КР (ГКНБ) на систематической основе проводятся оперативно-розыскные и профилактические мероприятия, направленные на выявление и пресечение каналов вывоза граждан КР за границу, с целью незаконной трудовой и сексуальной эксплуатации, а также организована работа по выявлению фактов подделки и незаконного изготовления национальных паспортов, используемых преступными элементами для ввоза/вывоза жертв торговли людьми.

В настоящее время органами ГКНБ КР каких-либо фактов, подтверждающих прямую связь международных террористических организаций и преступных группировок с торговцами людьми, не выявлено.

Вместе с тем, согласно данным поступающим по линии борьбы с терроризмом, на фоне активизации боевых действий в Сирии и Ираке, наблюдается устойчивая тенденция выезда в сирийско-иракскую зону граждан КР, попавших под влияние идеологов «Вооруженного джихада», в т.ч. молодых девушек (от 18 до 25 лет).

На сегодняшний день, в составе бандформирований на территории Сирии, пребывают около 30 кыргызстанок, среди которых присутствуют и незаконно удерживаемые в качестве т.н. «боевых жен» воюющих террористов.

По данным ГКНБ, за отчетный период по ст. 350 УК КР «Подделка, изготовление, сбыт или использование поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» возбуждено и по ст.346 УК КР «Незаконное пересечение Государственной границы» возбуждено 32 и направлено в суд 13 уголовных дел.

В рамках усиления сотрудничества между правоохранительными органами КР и правоохранительными органами иностранных государств, Государственный комитет национальной безопасности КР проводит работу по углублению сотрудничества с правоохранительными органами иностранных государств, с целью налаживания рабочих контактов по вопросам выявления и пресечения каналов торговли людьми и обмена информацией по видам преступлений.

 

  1. Защита и помощь жертвам торговли людьми

 

Государственной службой миграции при ПКР совместно с Международной организацией по миграции в Бишкеке (МОМ) и партнерской сетью НПО оказывает помощь лицам, ставшим жертвами торговли людьми. ГСМ при ПКР совместно с диппредставительствами КР за рубежом и МОМ оказывает практическую помощь жертвам торговли людьми, включая содействие в их возвращении из-за границы, оказание им профессиональной медицинской, юридической, психологической и реинтеграционной помощи.

Основными странами, в которые выезжают наши граждане в поисках работы -  Казахстан, Россия, Турция и Арабские Эмираты. При поддержке МОМ за 2015 г. содействие в возвращении, реинтеграции и реабилитации получили 174 ЖТЛ, из них 95 мужчин и 79 женщин. Всем этим лицам со стороны МОМ была оказана необходимая помощь.

         Также, усилиями Министерства труда и социального развития КР, в соответствии с Положением о возвращении в КР детей-граждан КР, оставшихся без попечения родителей и находящихся за пределами КР,  утвержденного постановлением Правительства КР от 21 октября 2013 года № 571 за период с 2011 по  2015 годы возвращены 50 детей, оставшихся без попечения родителей на территории Российской Федерации,.

         Возвращенные дети были определены в детские учреждения интернатного типа, находящиеся в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения КР. Министерство совместно с районными, городскими управлениями социального развития (далее – РГУСР) проводили работу по поиску родственников с целью воссоединения с биологическими семьями. По итогам работы: переданы на усыновление – 30 детей, воссоединены с биологической семьей – 8 детей, находятся в детском учреждении интернатного типа – 12 детей.

                                                                                                         Государственная служба миграции при ПКР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика