«Об утверждении Концепции миграционной политики Кыргызской Республики до 2040 года»

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ

к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Концепции миграционной политики Кыргызской Республики до 2040 года»

 

  1. 1.     Цель и задачи

Целью и задачей настоящего проекта постановления Правительства Кыргызской Республики является утверждение Концепции миграционной политики Кыргызской Республики до 2040 года (далее - Концепция).

Концепция разработана с целью определения дальнейших приоритетов государственной миграционной политики в долгосрочной перспективе и охватывает основные направления, при участии широкого круга общественности, международных партнеров и независимых экспертов.

 

  1. 2.     Описательная часть

Концепция базируется на разработке и реализации программно-целевых мероприятий по наиболее актуальным проблемно-стратегическим направлениям, учете миграционной ситуации и альтернативах ее развития на средне и долгосрочную перспективу. Миграционная политика страны является одним из самых приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, составной частью социально-экономического развития и внешнеполитической деятельности.

В Кыргызской Республике с 2004 года не принимались концептуальные стратегические документы, определяющих направления государственной миграционной политики. Указом Президента Кыргызской Республики от 30 апреля 2004 года № 151 была утверждена государственной миграционной политики Кыргызской Республики до 2010 года и в настоящее время существует объективная необходимость определения долгосрочных приоритетов в миграционной сфере с учетом существующих реалий.

Принятие данного проекта постановлений Кыргызской Республики и реализация его положений не противоречит общим нормам законодательства Кыргызской Республики, в том числе международным и отвечает реалиям нынешнего времени.

Для проведения процедуры общественного обсуждения проект Концепции направлен в Аппарат Правительства Кыргызской Республике от 17.11.2017 года №.

 

  1. 3.    Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий

Действие данного проекта постановления Правительства Кыргызской Республики не имеет возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий.

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения

В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" данный проект постановления Правительства Кыргызской Республики был размещен на официальном сайте Правительства Кыргызской Республики 22 сентября 2016 года, для прохождения процедуры общественного обсуждения. По результатам общественного обсуждения предложений и замечаний не поступило.

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству

Представленный проект не противоречит нормам действующего законодательства, а также вступившим в установленном порядке в силу международных договорам, участницей которых является Кыргызская Республика.

 

6. Информация о необходимости финансирования

Финансовое обеспечение реализации Концепции будет осуществлено за счет республиканского бюджета в пределах средств, выделяемых для государственных органов.

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия

Представленный проект не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку не направлен на регулирование предпринимательской деятельности.

 

 

 

Статс-секретарь Государственной

службы миграции при Правительстве

Кыргызской Республики                                                            Н.Шерипов

 

 

Проект

Постановление Правительства Кыргызской Республики

 

«Об утверждении Концепции миграционной политики Кыргызской Республики до 2040 года»

 

         В целях систематизации государственной миграционной политики, Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить Концепцию миграционной политики Кыргызской Республики до 2040 года согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, местным государственным администрациям, органам местного самоуправления Кыргызской Республики в своей деятельности по вопросам миграции руководствоваться задачами, целями и приоритетами, обозначенными в настоящей Концепции.

3. Государственной службе миграции при Правительстве Кыргызской Республики в срок до 1 марта 2018 года внести в установленном порядке в Аппарат Правительства Кыргызской Республики План мероприятий Правительства Кыргызской Республики на 2018-2023 годы по реализации Концепции миграционной политики Кыргызской Республики до 2040 года.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел социального развития Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

        

Премьер-министр    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция государственной

миграционной политики

 Кыргызской Республики до 2040 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бишкек - 2017

 

I. Введение

 

II. Анализ миграционной ситуации, достижения и проблемы

  1. Демографическая ситуация
  2. Внутренняя миграция
  3. Выезд граждан Кыргызской Республики за рубеж
  4. Иностранные граждане на территории Кыргызской Республики
  5. Кайрылманы, реинтеграция
  6. Предотвращение и противодействие незаконной миграции и торговле людьми
  7. Институциональная база

 

III. Цель, задачи и приоритеты

  1. Цель миграционной политики
  2. Внутренняя миграция
  3. Трудовая миграция за границу
  4. Противодействие незаконной миграции
  5. Иммиграция
  6. Международное сотрудничество
  7. Поддержка соотечественников

 

IV. Ожидаемые результаты

 

V. Вызовы и риски, финансовое обеспечение, мониторинг и оценка реализации.

 ВВЕДЕНИЕ  Миграционные процессы в Кыргызской Республике являются масштабными и требуют к себе пристального внимания политиков и практиков из большинства секторов государственного управления. Комплексное решение задач в сфере миграции должно обеспечить постепенное сокращение оттока населения из страны, снижение показателей отрицательного миграционного сальдо. В среднесрочной перспективе, наряду с созданием рабочих мест в стране, требуют решения задачи по обеспечению прав и интересов трудящихся-мигрантов, в период их пребывания за границей. Реализация практических мер в сфере миграции и занятости должна быть направлена на предупреждение рисков, связанных с вовлечением трудящихся-мигрантов в отлаженные сети принудительного труда и эксплуатации их зависимого положения, а также на противодействие незаконной миграции и снижение угроз, связанных с трансграничной организованной преступностью.

Нацеливаясь на обеспечение прав и интересов граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, участвующих в миграции, уязвимых категорий мигрантов, в особенности женщин и детей, а также жертв трудовой эксплуатации и торговли людьми, положения настоящей Концепции государственной миграционной политики Кыргызской Республики до 2040 года (далее – Концепция) определяют основные цели, задачи и направления политики в сфере миграции.

Особое внимание в Концепции уделяется вопросам урбанизации, внутренней и внешней занятости, защите прав и интересов трудящихся-мигрантов за границей, иммиграции, реинтеграции кайрылманов, международному сотрудничеству в сфере миграции, образованию, развитию гуманитарных подходов в защите и помощи мигрантам в уязвимом положении.

Главным принципом государственной миграционной политики должна стать забота государства о человеке и создание лучших условий для обеспечения прав и интересов граждан Кыргызской Республики, в процессе миграции, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Кыргызскую Республику.

Концепция представляет собой систему целей, задач, стратегических приоритетов в сфере миграции достижение которых будет обеспечено через повышение качества государственных услуг мигрантам и членам их семей.

Концепция определяет приоритетные направления деятельности органов государственной власти в сфере миграции, является составной частью планов Правительства Кыргызской Республики по социально-экономическому развитию и внешнеполитической деятельности.

Реализация Концепции основывается на строгом соблюдении приоритета основополагающих прав и свобод человека, защите государственных интересов Кыргызской Республики.

Правовую основу Концепции составляют Конституция Кыргызской Республики, законы, нормативные правовые акты и международные соглашения Кыргызской Республики в сфере миграции, Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики, а также общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав человека.

АНАЛИЗ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ

 

Миграция в Кыргызской Республике - объективный процесс обеспечивающий конституционно закрепленные, личные права человека на свободу передвижения и выбор места жительства. На масштабы миграции прямо влияют политические события и уровень социально-экономического развития страны, ее регионов. Кыргызская Республика стремится обеспечить для каждого гражданина, перемещающегося внутри страны и за ее пределами достойные условия жизни и защиту его прав и интересов. В интересах Кыргызской Республики приветствуется приезд в страну иностранных граждан и лиц без гражданства, способных внести положительный вклад в развитие страны.

Демографическая ситуация

 

Численность населения Кыргызской Республики превысила в 2016 году - 6 млн. человек. Согласно демографическому прогнозу Отдела народонаселения ООН, к 2030 году, население Кыргызской Республики составит 6,5-7,3 млн. человек. Экономически активное население республики составляет - 2 млн. 468 тыс. человек, при этом порядка 750 тыс. трудящихся находятся на заработках за рубежом.Одновременно прогнозируется значительное увеличение численности населения в трудоспособном возрасте: с 2,5 млн. (2015 г.) до 4,4-4,5 млн. человек (2030 г.).

Согласно экспертным оценкам прогнозируемая численность избыточной рабочей силы будет увеличиваться и практически удвоится к 2050 году. Согласно прогнозу часть невостребованных трудовых ресурсов, продолжит составлять базу для трудовой миграции за рубеж. Вследствие повышения производительности труда за счёт технологической модернизации в сельском хозяйстве к 2050 году ожидается сокращение занятых в этом секторе экономики от 183 до 331 тыс. человек. Таким образом, в демографическом воспроизводстве наблюдаются устойчивые тенденции прироста населения. Кыргызская Республика находится в благоприятной демографической фазе и человеческий потенциал Кыргызской Республики является важным фактором достижения целей развития.

Вместе с тем, естественный прирост населения нарушается за счет массового выезда граждан за границу. В условиях высокой безработицы и относительно низких заработных плат в стране, граждане покидают ее навсегда или выезжают за границу для осуществления долгосрочной трудовой деятельности. Несмотря на то, что создание рабочих мест в Кыргызской Республике является лучшим вариантом стабилизации миграционных процессов, в современных условиях необходимо рассматривать трудоустройство за границей, как часть национальной стратегии развития, так как это позволяет воспользоваться преимуществами глобального трудоустройства и привлечь потоки денежных переводов мигрантов. При этом следует принимать во внимание и на тот факт, что в случае успешной адаптации в стране трудоустройства, мигранты предпочитают пройти процесс натурализации, выражающийся в получении вида на жительство или гражданства другой страны. В случае неудачного опыта пребывания за рубежом, мигранты испытывают разочарование и пополняют ряды тех, кто считает принимаемые в сфере миграции меры недостаточными. При этом решение указанных проблем лежит в тесной взаимосвязи программ региональной занятости и трудовой миграции, которые позволят обеспечивать баланс трудовых ресурсов, выплаты им достойной заработной платы и соблюдения их прав.

Выезжая за рубеж на работу, трудящиеся вносят вклад в ВВП стран трудоустройства. Поддержка трудящихся-мигрантов своих семей за счет денежных переводов, оказывает значительное положительное влияние на сокращение бедности в стране, однако этот личный вклад мигрантов в обеспечение благополучия членов своей семьи, не может в целом восполнить потерю значительного трудового потенциала страны. Массовая и неконтролируемая эмиграция помимо высокого риска нарушения прав человека, может разбалансировать демографическую ситуацию и оказывать негативное влияние на институт семьи и преемственность поколений.

 

Внутренняя миграция

 

Перемещаясь внутри страны, граждане Кыргызской Республики стремятся улучшить условия жизни, увеличить доход, получить доступ к качественному образованию и медицинскому обслуживанию, что достижимо с переездом в города, где более развита инфраструктура. Одновременно происходит депопуляция слаборазвитых районов, в том числе стратегически важных. Масштабы внутренней миграции превысили за годы независимости 1,5 млн. человек.

Снижение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства способствует увеличению миграционного оттока населения в индустриально развитые районы республики, имеющие более широкую сферу приложения труда и лучшие возможности получения доходов. Чуйская область и Бишкек стабильно пополняются внутренними мигрантами, в то время как остальные регионы теряют свое население.

Отдельного внимания требуют к себе приграничные территории. Покидая их, жители снижают паритет населения. Важность приграничных территорий возрастает в связи с проведением работ по делимитации и демаркации государственной границы.

При неэффективном управлении крупномасштабные перемещения населения могут привести к чрезмерной эксплуатации природных ресурсов и исчезновению средств существования в принимающих регионах, что может, в свою очередь, спровоцировать конфликтные ситуации в отношениях с принимающими сообществами.

Среди причин сокращения численности населения в части территорий следует назвать их неустроенность, слабо развитую инфраструктуру, в том числе: ограниченные возможности трудоустройства и получения дохода, образования и медицинских услуг, недостаток земель сельскохозяйственного назначения, ограниченный доступ к питьевой и поливной воде.

Следует признать, что внутренние миграции позволяют гражданам реализовать свое право на свободу перемещения, улучшать благосостояние своих домохозяйств, что отвечает целям развития страны. Тем не менее, процесс переселения не обеспечивается в должной мере инфраструктурными преобразованиями: развитием средних и малых городов, экономических центров, опережающим созданием рабочих мест в местах вселения, расширением жилищного фонда, увеличением объектов социального и культурного назначения.

Все больше граждан покидают места своего проживания вследствие экологических причин, таких как, например, деградация земель и нехватка воды, что препятствует развитию рентабельного сельского хозяйства. На фоне падения уровня сельскохозяйственного производства складывается критическая ситуация во многих районах республики, особенно на юге, усугубляемая, в свою очередь, локальными экологическими катастрофами. Около 23 тысяч граждан Кыргызской Республики были вынуждены переселиться вследствие различного рода стихийных бедствий.

 

Выезд граждан за границу

 

С момента обретения независимости с территории Кыргызской Республики в страны СНГ и дальнего зарубежья на постоянное место жительства выбыло свыше миллиона человек. Большое число граждан Кыргызской Республики воспользовались программами переселения России, Казахстана, Германии, Южной Кореи и других стран и навсегда покинули страну.

Массовым явлением стала трудовая миграция за рубеж, которая происходит в основном из регионов с высоким уровнем бедности. Наибольшая численность мигрантов находится за рубежом из Баткенской области, здесь 35% домохозяйств имеют хотя бы одного мигранта. В Джалал-Абадской области - 27%, Ошской области - 22%, Таласской и Иссык-Кульской - 4 %, Нарынской, Чуйской областях, в Бишкеке - 1,5% (по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики).

Трудовой миграцией за рубеж охвачено порядка 750 тыс. человек. Процесс внешней миграции, в большей мере, обусловлен экономическими мотивами и факторами. Для большинства трудящихся-мигрантов поиск дохода за рубежом представляет собой долгосрочную стратегию.

Потоки межгосударственной миграции из Кыргызской Республики направлены в основном в Россию и Казахстан. Доля от общей численности трудящихся-мигрантов из Кыргызской Республики  в Российской Федерации составляет более 80%; в Республике Казахстан - около 10%. Также пользуется спросом трудоустройство в Южной Корее, Турции и в странах Ближнего Востока.

По экспертным оценкам доля детей в возрасте до 18 лет от общего числа пребывающих за рубежом составляет 17%, молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет - 47% (из них девушек – 17%), от 30 до 49 лет - 31% (из них женщин - 39%).

Масштабы внешней трудовой миграции из Кыргызской Республики приводят к изменениям половозрастной, этнической и социальной структуры населения страны в целом, так как трудовая миграция приводит к потеречеловеческих ресурсов, в первую очередь, в трудоспособном и репродуктивном возрасте.

В то же время зарубежная занятость снижает общий уровень безработицы, положительно влияет на финансовое положение семей трудящихся-мигрантов, способствует отдельным целям развития стран трудоустройства и Кыргызской Республики.

Денежные переводы трудящихся-мигрантов позитивно влияют на социальное развитие Кыргызской Республики, увеличивая численность среднего класса, соответственно, уменьшая категорию бедных и очень бедных. Мигранты приобщаются к культуре других стран и народов, овладевают иностранными языками, перенимают производственные технологии и профессиональные навыки, устанавливают новые социальные контакты. По данным Национального банка Кыргызской Республики за 2015 года сумма переводов составила 1344,3 млн. долларов, тогда как за 2014 год сумма составила 1 811,9 млн. долларов. В 2016 году объемы денежных переводов приблизились к отметке в 1,6 млрд. долларов.

Вступление в Евразийский экономический союз в 2015 году обеспечило дополнительные преимущества для трудящихся из Кыргызской Республики. Принципиально изменился их правовой статус, что позволяет практически во всех вопросах сравняться в правах с трудящимися других стран Евразийского экономического союза. В связи с этим, актуальными становятся задачи повышения качественного потенциала трудовых ресурсов, обеспечение равноценных условий труда и социальных гарантий для трудящихся в рамках единого рынка труда Евразийского экономического союза.

 

Иностранные граждане на территории Кыргызской Республики

 

Кыргызская Республика создает условия для прибытия иностранных инвесторов, туристов и студентов. В результате реформы по либерализации политики приема иностранных граждан наблюдается рост числа их въезда. В 2015 году количество пересечений государственной границы иностранными гражданами составило 8 164 645, из них въезд - 4 336 645, выезд – 3 828 000, миграционное сальдо положительное – 508 645 человек. На первом месте по частоте въездов-выездов в Кыргызскую Республику находятся граждане Республики Казахстан, затем Российской Федерации, Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, Турецкой Республики, Китайской Народной Республики, Федеративной Республики Германия, Соединенные штаты Америки, Южная Корея, Туркменистан и т.д.

Исходя из ежегодных данных о регистрации иностранных граждан на территории Кыргызской Республики количество, зарегистрировавшихся варьируется в пределах 100 - 120 тыс. человек.

За 2015 год иностранным гражданам выдано порядка – 15 299 виз (деловых – 11138, частных – 278, туристических – 1644, транзитных – 13, служебных – 213, дипломатических – 87). Продлено виз иностранным гражданам - 54218, зарегистрировано по месту временного проживания– 112720 иностранных граждан. Выдано разрешений на работу иностранным гражданам – 12012, из них иностранным индивидуальным предпринимателям – 1189. Выдано временных видов на жительство - 24, постоянных видов на жительство – 592. Численность беженцев на территории Кыргызской Республики составляет 164 человека, лиц ищущих убежище – 167.

В рамках взятых на себя международных обязательств обеспечивается защита прав всех категорий мигрантов: иностранных трудящихся, кайрылманов (этнических кыргызов), лиц ищущих убежище и беженцев, а также прибывающих на учебу, лечение и по частным делам.

Создаваемая Единая межведомственная автоматизированная система учета внешней миграции, регистрации иностранных граждан и внедрению миграционных карт, направленная на учет и контроль пребывания иностранцев в республике в режиме реального времени обеспечит сбор достоверных данных и улучшение взаимодействия государственных органов в борьбе против незаконной миграции.

Сохраняются риски въезда в страну лиц с радикальной идеологией, особенно после их участия в военных конфликтах, экстремистских и террористических организациях за рубежом, что становится все более ощутимой угрозой национальной безопасности.

            Также в силу географического расположения Кыргызской Республики и возможной эскалации региональных вооруженных конфликтов, существуют риски массового прибытия в страну лиц ищущих убежище.

Кайрылманы и реинтеграция

 

За рубежом существуют крупные диаспоры этнических кыргызов. Наиболее крупные диаспоры присутствуют в России, Узбекистане, Китае, Казахстане, Таджикистане и ряде других зарубежных стран. К особой категории кайрылманов следует относить памирских кыргызов, проживающих небольшой группой в Афганистане. При этом процесс возвращения этнических кыргызов на историческую родину происходит активно, что требует обеспечения необходимых условий для их интеграции в местное сообщество.

Численность кайрылманов на конец 2015 года в Кыргызской Республике составило 37454 человека, из них из Республики Узбекистан – 19791, из Республики Таджикистан – 17424, из Китайской Народной Республики – 71, из Российской Федерации – 36, из других стран – 29. В 2015 году выдано 1483. В 2016 году статус кайрылмана присвоен - 1023 этническим кыргызам, прибывшим на постоянное место жительства в Кыргызскую Республику, продлено - 560 удостоверений кайрылман.

В настоящее время этнические кыргызы, возвратившиеся на историческую родину, проживают преимущественно в Чуйской, Джалал-Абадской и Ошской областях и заняты неквалифицированным трудом, работают на рынках, стройках, занимаются земледелием. Основной поток переселенцев в Кыргызскую Республику этнических кыргызов происходит из Республики Узбекистан и Республики Таджикистан. Процесс переселения этнических кыргызов имеет устойчивую тенденцию к увеличению. По экспертным оценкам число переселившихся в Кыргызскую Республику этнических кыргызов может составить от 120 до 150 тысяч человек.

 

Предотвращение и противодействие

незаконной миграции и торговле людьми

 

Противодействие незаконному ввозу мигрантов требует комплексного подхода. Усилия, направленные на ликвидацию какого-то одного из звеньев в этой цепи, не обязательно приведут к сокращению масштабов незаконного ввоза, вывоза и транзита мигрантов. Если сосредоточиться преимущественно на усилении пограничного контроля, незаконные мигранты, возможно, будут чаще прибегать к услугам организаторов незаконной миграции. Также, если между органами власти стран происхождения, транзита и принимающих стран нет эффективного сотрудничества в деле предупреждения незаконного ввоза мигрантов, то преступники просто воспользуются слабостью системы уголовного правосудия в некоторых из этих стран в целях поиска новых путей осуществления своей преступной деятельности. Преступная деятельность лиц, занимающихся незаконным ввозом мигрантов, подрывает способность государств защитить собственный суверенитет и бороться с преступностью и коррупцией как внутри страны, так и в международном масштабе. Там, где государства в ответ на незаконный ввоз мигрантов ужесточают свою иммиграционную политику, возможности для регулярной миграции могут сузиться, а спрос на услуги лиц, занимающихся незаконным ввозом мигрантов, может увеличиться в связи с желанием обойти чрезмерно жесткий иммиграционный режим. Одновременно это может нанести ущерб и способности государств выполнять свои внутренние и международные обязательства по защите своих граждан внутри страны и за рубежом, а также других лиц, находящихся в их юрисдикции.

Особое внимание должно быть уделено противодействию незаконному привлечению использованию работодателями труда мигрантов. Должна быть создана система взаимодействия органов труда и занятости, иностранных дел с миграционными службами и правоохранительными органами стран назначения в выявлении и пресечении нелегального трудоустройства.

Незаконная миграция и многочисленные правонарушения, связанные с ней являются одной из наиболее серьезных причин возникновения гуманитарных и социальных проблем в любом государстве, в том числе связанных с национальной безопасностью.

В 2015 году 3073 иностранных гражданина нарушили миграционное законодательство Кыргызской Республики (в 2014 году за такой же период - 3 688), выявлен 31 факт организации незаконной миграции и 216 фактов незаконного пересечения государственной границы. Выявлено 3415 иностранных граждан, нарушивших правила пребывания, порядок осуществления трудовой деятельности и совершивших другие административные правонарушения, из них 3073 привлечены к административной ответственности и 265 иностранных граждан выдворены за пределы Кыргызской Республики. 

Трудящиеся-мигранты, особенно находящиеся на нелегальном положении, в том числе женщины и молодежь, больше других подвержены риску стать жертвой принудительной вербовки, эксплуатации и торговли людьми.

В апреле 2003 года Кыргызской Республикой ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций от 2000 года против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказании за нее. Конституция Кыргызской Республики гарантирует запрет на рабство и торговлю людьми. В Уголовном Кодексе Кыргызской Республики существуют отдельные статьи по торговле людьми (в действующей редакции статья 124 «Торговля людьми», в новой редакции статья 173) и организации незаконной миграции (статья 204-1 «Организация незаконной миграции») которые на практике применяются неэффективно.

Институциональная база

Обеспечение государственной политики в миграционной сфере Кыргызской Республики характеризуется частой передачей функций от одного ведомства другому. Так в 1993 году было создано Управление по миграции населения при Министерстве труда и социальной защиты Кыргызской Республики, в 1999 году функции переданы в Государственное агентство по миграции и демографии при Правительстве Кыргызской Республики, в 2001-2005 годах – Департамент миграционной службы при Министерстве иностранных дел Кыргызской Республики, в 2005-2009 годах – Государственный комитет миграции занятости Кыргызской Республики, впоследствии преобразованный в Управление миграции Министерства труда и занятости Кыргызской Республики, в 2010 году – Министерство миграции, труда и молодежи Кыргызской Республики, в 2011 году – Департамент миграции Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, в 2012 году – Министерство труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики, в 2015 году создана Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики. 

В результате, обеспечение миграционной политики Кыргызской Республики характеризовалось отсутствием последовательности, наработанный одним государственным органом потенциал утрачивался при передаче функций другому органу, сократился кадровый потенциал, упразднены областные и районные подразделения, представительства в Республике Казахстан и в Республике Корея, ухудшилась материально-техническая база. 

Недостаточными являются комплексные услуги, оказываемые мигрантам на всех фазах миграционного процесса. Отмечается недостаток целевого финансирования мер по регулированию миграцию, средства выделяются только на административные расходы, а не на саму реализацию политики.

Следует отметить слабую координацию между государственными уполномоченными органами в сфере миграции. В свете данной проблемы положительным фактом является образование распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики №254 от 6 мая 2016 года Координационного совета по вопросам миграции. Таким образом создана основа для лучшего взаимодействия уполномоченных государственных органов в сфере миграции, что позволит обеспечить проведение единой и согласованной миграционной политики в Кыргызской Республике в будущем.

 

  III. Цель, задачи и приоритеты Концепции

 

Основополагающей целью государственной миграционной политики Кыргызской Республики является эффективное управление миграционными процессами в целях устойчивого развития Кыргызской Республики.

Внутренняя миграция

 

Создание рабочих мест и урбанизация страны должны занимать центральное место в регулировании внутренних миграционных потоков. Государственные органы должны разрабатывать и обеспечивать реализацию перспективных планов развития, способствующих росту занятости и постепенному увеличению числа городских жителей, добиваясь равномерного распределения населения по стране.

Определение абсолютных и сравнительных преимуществ отдельных территорий, привлечение инвестиций и развитие кластерной экономики по принципам частно-государственного партнерства должно способствовать росту занятости с последующим развитием городской среды и многоэтажной жилищной инфраструктуры в региональных центрах развития.

Определение моделей и видов рынка труда имеет важное практическое значение, поскольку дает возможность выбора стратегии маркетинга в сфере занятости, исходя из особенностей экономического развития страны в целом и ее отдельных регионов, состава трудоспособного населения, политической ситуации, долговременных и краткосрочных программ социального развития.

В процессе временного или постоянного перемещения, внутренние мигранты должны быть обеспечены доступом к базовым социальным гарантиям, в том числе на получение бесплатного школьного образования, неотложной медицинской помощи, государственных услуг в сфере занятости и миграции.

Государственные органы должны быть готовы к возможным массовым перемещениям в результате стихийных бедствий и экологических катастроф.

Исходя из вышеизложенных задач во внутренней миграции необходимо выделить основные приоритеты:

-         стимулирование образования, как основного вида инвестиций в человеческий капитал, следует учитывать, что высокие темпы роста населения в Кыргызской Республике, то есть увеличение доли детей и молодежи, создают серьезные трудности для системы образования;

-         развитие кластерной экономики, путем определения экономических преимуществ территорий и последующим их освоением;

-         стимулирование внутренних и иностранных инвестиций за счет предоставления инвесторам максимально возможных льгот и привилегий при производстве определенного правительством перечня товаров и услуг;

-         предоставление инвесторам гарантий безопасности на местах, неприкосновенности их имущества и невмешательства в производственный процесс со стороны некомпетентных органов и гражданского сектора, а также справедливого рассмотрения споров в судах;

-         развитие промышленных зон с приоритетной целью - созданием рабочих мест на условиях частно-государственного партнерства, где государство оказывает максимальное содействие бизнес-сообществу, в том числе на льготных условиях передавая во временное пользование имеющуюся ресурсную базу, оказывая содействие в развитии законодательства и инфраструктуры необходимой для достижения равномерного роста занятости по всей территории республики, или по крайней мере в областных центрах, способных стать привлекательными для внутренних мигрантов;

-         развитие городской среды, планирование новых территорий в городах и их агломерациях для строительства этажного жилья, увеличение в них объектов социально-культурного назначения;

- разработка и осуществление государственной политики занятости населения во взаимодействии с инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политикой.

 

 Трудовая миграция за границу

 

Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы лежит в основе определения направленной государственной и региональной политики и построения системы регулирования этого процесса, предусматривающей создание определенных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях.

Исходя из анализа массовая трудовая миграция граждан за рубеж сохранится в среднесрочной перспективе. Принимая во внимание, что мобильность людей в поисках трудоустройства имеет широкое распространение, всестороннее, эффективное и справедливое управление трудовой миграцией необходимо, чтобы увеличить ее положительное влияние на развитие

Яндекс.Метрика